historian30h (historian30h) wrote,
historian30h
historian30h

Category:

Александр Невский -3

ПРОДОЛЖЕНИЕ реферата

Смерть князя Ярослава Всеволодовича скорее всего произошла в результате внутренних разборок между чингизидами в Монгольской империи. После смерти в 1241 г. великого хана Угэдэя, преемника Чингис-хана, начался раскол. Потомки второго и третьего сыновей Чингис-хана Чагатая и Угэдэя, возглавляемые вдовой Угэдэя Дорегене добились выбора великим ханом сына Угэдэя Гуюка (1246-1248 гг.). Полководец Бату, старший сын старшего сына Чингис-хана Джучи, считал себя более достойным и имел под своим командованием достаточно войск, чтобы подкрепить свои намерения силой. Бату поддерживали и потомки младшего сына Чингис-хана Толуя (например Мунке).

Когда-то Чингис-хан разделил свою империю между четырьмя сыновьями, дав каждому свой улус. Улусом Джучи и правил Бату, его старший сын, покоритель Волжской Булгарии, половецких степей и русских княжеств. Позднее этот улус стал независимым государством Золотая Орда со столицей Сарай-Бату около Астрахани, названной так по имени своего основателя.

Понятно, что отношения русских князей с монголами после завоевания это прежде всего отношения с Бату и его потомками. Русские княжества стали частью улуса Джучи, а князья вассалами монгольских ханов. За ярлыком на княжение русские князья должны были ехать к Бату или даже к самому великому хану в Каракорум, пока Золотая орда не стала независимой.

В 1247-1249 гг. в Орду за ярлыками поехали и братья Андрей и Александр Ярославичи, сначала к Бату, затем в Каракорум. Каково им было ехать после отравления отца всего год назад? Но братьям повезло больше. Во время их поездки умер в походе против Бату великий хан Гуюк, чаша весов монгольской власти склонилась в пользу сторонников Бату, в 1251 г. новым великим ханом при поддержке 100-тысячного корпуса от Бату стал Мунке, сторонник Бату.

В Каракоруме Александр Невский получил ярлык на княжение в Новгороде и Киеве, а Андрей – во Владимире(1249 г.) На какое-то время братья стали равновеликими силами на Руси, но происходят интересные события, которые меняют политический расклад на Руси. В 1252 г. Александр Невский снова уехал в Орду, в этом же году Бату направил на братьев Александра Андрея и Ярослава «Неврюеву рать», которая взяла Переяславль, заставив Андрея и Ярослава бежать. Александр Невский возвращается с Орды с ярлыком на владимирское великое княжение.

Критики Александра Невского обвиняют князя в доносе на брата и предательстве(10). Предоставим слово историку А.А.Горскому, который разобрался в этом вопросе:


«Жалоба Александра на брата не упоминается ни в одном средневековом источнике. Сообщение о ней имеется только в «Истории Российской» В. Н. Татищева, именно оттуда оно перешло в труды позднейших исследователей. Согласно Татищеву, «жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поймал, и выходы и тамги хану платит не сполна». .. в труде Татищева имеется множество добавлений, являющих собой исследовательские реконструкции, попытки восстановить то, о чем источник «не договорил»: в отличие от позднейшей историографии, где текст источника отделен от суждений исследователя, в тексте «Истории Российской» они не разграничены, что часто порождает иллюзию упоминания неизвестных фактов там, где имеет место догадка (часто правдоподобная) ученого. Таков и рассматриваемый случай. Статья 1252 г. у Татищева в целом дословно повторяет один из имевшихся у него источников — Никоновскую летопись. Исключением является приведенное выше место. Оно представляет собой вполне логичную реконструкцию: раз поход Неврюя состоялся после приезда Александра в Орду, а после похода Александр занял стол, принадлежавший Андрею, значит, поход был вызван жалобой Александра на брата; аналогии такого рода ходу событий обнаруживаются в деятельности князей Северо-Восточной Руси более позднего времени. Таким образом, речь идет не о сообщении источника, а о догадке исследователя, некритически воспринятой последующей историографией, и вопрос в том, дают ли источники основания для такой интерпретации событий.

Андрей Ярославич, по-видимому, действительно вел независимую от Батыя политику: в 1250 году он вступил в союз с Даниилом Галицким, женившись на его дочери, а Даниил в то время не признавал власти Орды. Однако в своих действиях Андрей опирался на такую весомую опору, как ярлык на владимирское княжение, полученный в 1249 г. в Каракоруме, от враждебной Батыю великой ханши Огуль-Гамиш (вдовы Гуюка). Но в 1251 г. Батый сумел посадить на каракорумский престол своего ставленника Менгу и на следующий год он организует одновременно два похода — Неврюя на Андрея Ярославича и Куремсы на Даниила Романовича." Таким образом, поход Неврюя явно был запланированной акцией хана в рамках действий против не подчиняющихся ему князей, а не реакцией на жалобу Александра. Но если считать последнюю мифом, то с какой целью Александр ездил в Орду?

В Лаврентьевской летописи (древнейшей из содержащих рассказ о событиях 1252 г.) факты излагаются в следующей последовательности: сначала говорится, что «Иде Олександръ князь Новгородьскыи Ярославич в татары и отпусти-ша и с честью великою, давше ему стареишиньство во всей братьи его», затем рассказывается о татарском походе против Андрея, после чего повествуется о приезде Александра из Орды во Владимир. Поскольку Александр приехал на Русь несомненно после «Неврюевой рати», слова, что «отпустиша и с честью и т. д.» следует отнести к тому же времени. Прежде чем рассказать о татарском походе, летописец говорит, что «здума Андреи князь Ярославич с своими бояры бегати, нежели цесаремъ служить». Речь идет явно о решении, принятом не в момент нападения Неврюя (тогда вопрос стоял не «служить или бежать», а «сражаться или бежать»), а ранее. Скорее всего, «дума» Андрея с боярами имела место после получения владимирским князем требования приехать в Орду. Батый, покончив с внутримонгольскими делами, собрался пересмотреть решение о распределении главных столов на Руси, принятое в 1249 г. прежним, враждебным ему каракорумским двором, и вызвал к себе и Александра, и Андрея. Александр подчинился требованию хана, Андрей же, посоветовшись со своими боярами, решил не ездить (возможно, он не рассчитывал на удачный исход поездки из-за благосклонности, проявленной к нему в 1249 г. правительством ныне свергнутой и умерщвленной великой ханши). После этого Батый принял решение направить на Андрея, также как и на другого, не подчиняющегося ему князя — Даниила Галицкого — военную экспедицию, а Александру выдать ярлык на владимирское великое княжение. Следует обратить внимание, что поход Неврюя был гораздо более «локальным» предприятием, чем походы на неподчиняющихся Сараю князей в начале 80-х гг. XIII в. и в 1293 г. («Дюденева рать») — были разорены только окрестности Переяславля и, возможно, Владимира. Не исключено, что такая «ограниченность» стала следствием дипломатических усилий Александра»(11).

Большое дипломатическое искусство потребовалось князю Александру Невскому и в отношениях с Римским папой Иннокентием IV (1243-1254 гг.) На руинах русских городов Папа римский пытался додавить русских князей к отказу от православия и принятию католичества. Ведь в 1204 году крестоносцы взяли Константинополь, осколки православной Византии отчаянно занимались собственным выживанием, а католический Рим переживал свой звездный час, примерно, как США после распада СССР.

Причем Папа попытался действовать с двух сторон после того, как прямые военные удары были русскими отбиты, в том числе самим Александром Невским на Неве и Чудском озере. Он отправил посланника в Каракорум с предложением пустить римскую церковь на русские земли. Монголы потребовали сначала от папы демонстрации подчинения Каракоруму, на что Папа, конечно, пойти не мог.

С другой стороны Иннокентий IV отправил Александру два послания и даже своих послов с предложением принять католичество. В послании 22 января 1248 г. Папа сослался на то, его отец перед своей смертью в Каракоруме будто бы принял католичество. Со стороны папы это был, выражаясь современным языком, довольно примитивный развод. Князь Ярослав мог вести переговоры о католичестве с папским послом в Каракоруме Карпини, но не мог принять единоличного решения в отрыве от своего окружения, да и Карпини в своих мемуарах не сообщает о подобном(12)

Второе послание датировано 15 сентября 1248 г. Из ее текста следует, что папа получил на первое послание благоприятный ответ. Иннокентий IV, обращаясь к «Alexandro, illustri regi Nougardiae», пишет: «ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак коего ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян (in Pleskowe civitate tua Latinorum Ecclesiam erigere cathedralem)»; далее папа просит принять его посла — архиепископа Прусского(11) Историк Горский комментирует эту компрометирующую Александра Невского информацию так:

Первое послание князь получил в на пути за ярлыком. «Находясь в крайне неопределенной ситуации, князь дал, скорее всего, нейтрально-дружественный ответ, чтобы сохранить возможность выбора в зависимости от результатов своей поездки по степям. Возможно, в качестве дружественного жеста Александр предлагал построить в Пскове католический храм для приезжих с Запада (в этом не было бы ничего сверхординарного — в Новгороде такие церкви имелись). Ответ папе был дан не непосредственно, а (как следует из второй буллы) через архиепископа Прусского. В интерпретации же Иннокентия IV (получившего информацию не из первых рук) дружественный тон превратился в готовность присоединиться к римской церкви, а храм — в кафедральный собор»(11).

Историки считают, что второе папское послание князю вручило то самое посольство от папы, о котором сообщает «Житие Александра Невского:

«Некогда же приидоша къ нему послы от папы из великого Рима,
ркуще: «Папа нашь тако глаголет: «Слыш ахом тя князя
честна и дивна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом
к тобЪ от двоюнадесятъ кординалу два хытреша — Агалдада
и ГЬмонта, да послушаеши учения ихъ о законЪ божии».
Князь же Александръ, здум авъ съ мудреци своими, въсписа
к нему и рече: «…от вас учения не приемлем». Они
же възвратиш ася въсвояси»(6, С.437).

Таким образом, князь Александр Ярославич действительно рассматривал вопрос о присоединении к католическому миру, но дал отрицательный ответ. В те же самые годы южнее, пытаясь бороться с монголами, князь Даниил Галицкий зашел еще дальше в отношениях с Папой римским, приняв от него корону короля, однако тоже отказался от католизации, осознав, что прямой военной помощи против монголов от папы он не получит.

В 1257 г. произошло восстание в Новгороде, где тогда княжил Василий, сын Александра Невского. Новгородцы, которые с свое время избежали взятия города и знали о монголах только по слухам, отказались участвовать в монгольской переписи. Александр Невский явился в город с татарскими послами и жестоко подавил восстание. Через два года князю также пришлось угрожать монголами, чтобы добиться от новгородцев переписи и сбора дани. При всем сочувствии к восставшим, они не могли всерьез рассчитывать на успех и не просчитывали последствия. Если бы русские князья оказались бы не способны обеспечить сбор дани, то русские земли неминуемо попали бы под более жесткую форму политической и финансовой кабалы.

Очередной кризис в отношениях с Ордой разгорелся в 1262 г., но Александр Невский уже не успел его разрешить. Из-за очередной монгольской усобицы хан Берке, воспреемник Бату в улусе Джучи, потребовал от Руси воинов. Это требование пришло на фоне восстаний в русских городах против татарских откупщиков дани. Сам институт откупщиков-татар уже был следствием недоверия к русским князьям в сборе дани. Александр Невский снова поехал в Орду, желая отговорить Берке от этой затеи. В Орде князь пробыл около года, вроде успокоил хана, брата умершего Бату, но заболел там и умер по дороге домой 14 ноября 1263 г.

«Митрополит же Кирилъ глаголаше: «Чада моя, разумейте, яко
уже заиде солнце земли Суздальской!» ИерЪи и диакони, черноризци, нищии и богатии и вси людие глаголааху: «Уже
погыбаемь!» - сообщает «Житие Александра Невского»(6, С.438)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского//Вопросы истории. 1986. №2. С.174-176.
2.Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. – Ленинград: Наука. 1978. С.153 сл.
3.Ужанков А.Н. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского//Россия XXI. 1999. №2. С.102-143.
4. Шаскольский И.П.Указ.соч. С.159.
5.Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М. 1950. С.77 сл.
6.Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой В. И.// ПЛДР: XIII век.— М., 1981. С.429 сл.
7. Старшая Ливонская рифмованная хроника // Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. — М.: Индрик, 2002.
8. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 156-157, 174
9. Данилевский И. Н. Ледовое побоище — смена образа // Полит.ру. 15 апреля 2005.
10. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 149
11. Горский А. А. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского/Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции. – Новгород, 1996. С.
12.Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М. ГИГЛ. 1957.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Доставка редких ремней по Москве с сентября

    С сентября 2021 г. я открываю доставку на место по Москве в принципе любых ремней, но мое специальное предложение - редких эксклюзивных ремней из…

  • Текущее

    Наконец-то, получил доступ к своему компьютерному архиву))Моя предыдущая радость была преждевременной. Компьютерщику пришлось еще дорабатывать. Долго…

  • О борще

    Из академического словаря русского языка 1847 года издания:

promo historian30h december 18, 2016 09:00 17
Buy for 30 tokens
Поддержать мой блог вы можете покупкой в моем премиум-магазинчике ремней, кожгалантереи, аксессуаров себе или родным, знакомым в подарок по специально заниженной цене и с хорошими гарантиями. Прошу под кат. В ЖЖ я известен своими историческими расследованиями. У меня получается это потому, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment