Если открыть сталинскую википедию, тома 37 (1938 г. ) и 44(1939 г. ) БСЭ, статьи Макаренко, педагогика, педология, то увидим следующее. В прижизненной статье о Макаренко признается его практическая роль организатора детских колоний, "замечательная педагогическая работа" Макаренко, но в целом он оценивается как писатель, автор "Педагогической поэмы". Причём, успех этой книги обьясняется интересной темой и художественным дарованием автора. Очевидно, что теоретический вклад Макаренко в педагогику не анализируется и не осознается. Человечеству очень повезло, что Макаренко изложил свою концепцию воспитания в виде популярных книг, иначе его педагогика была бы забыта.
Более того, статья 1939г., которая характеризует разгромленную постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936г. педологию как антимарксисткую, реакционную буржуазную лженауку, тоже не упоминает опыт Макаренко, который как раз и доказал, что педологи идут ложным путем. Столь проницательные редакторы данных статей БСЭ - некие А. П. Фомичев и А. Е. Шейнберг, следов исторической деятельности которых Яндекс не обнаруживает.
Дело в том, что педологи были уверены, что развитие ребёнка обусловлено его наследственностью и средой, педагоги - лишь практики педагогического труда, не в силах которых что-то принципиально изменить. Фактически педология поддерживали идею самовоспитания ребенка, в котором авторитет педагога мешает, а воспитание должно быть свободным и определяться желаниями детей. Педологи системой тестов и анкет пытались определить способности ребёнка, далее детей следовало делить на специальные классы и школы, отсеивая трудных детей и отдельно занимаясь детьми благополучными. Усилия по развитию трудных детей фактически признавались бесполезными.
Я надеюсь, вы понимаете теперь, что мы живём в период возвращения педологии? Хотя статья Википедии уверена, что педология осталась 1920-х гг. Видимо, на основании того, что современная образовательная система стесняется называть свои методы педологическими.
Я пришёл работать в школу осенью 1990 г. когда вновь учеников стали делить на сильные и слабые классы. Мне, молодому учителю, которому никто не рассказывал о педологии, идея показалась интересной. Старые учителя сказали сразу: в слабых классах не будет, за кем тянуться, дети опустятся и вообще перестанут учиться. А насчёт благополучных классов тоже не радуйтесь, Алексей Сергеевич, там ниша хулиганов будет заполнена детьми, которые до этого не могли конкурировать с настоящими хулиганами. В течение первого же учебного года я убедился в том, что старики были правы.
Пишут, что через колонии Макаренко прошли три тысячи детей, которые не дали ни одного случая рецидива. Вы ведь понимаете, что Макаренко взял детей, у которых и с наследственностью и со средой было все очень плохо? Макаренко взял детей, которых педологи поголовно определили бы в трудные классы и на которых бы просто забили. Воры, попрошайки, грабители, мошенники, проститутки, хулиганы. Уж не знаю все ли, но очевидно, что большинство стали достойными гражданами своей страны. Сталин размазал педологов идейно и административно в 1936 г. Но к тому времени Макаренко полтора десятилетия на практике доказывал, что они дебилы и сволочи.
Journal information