historian30h (historian30h) wrote,
historian30h
historian30h

Categories:

Принципы педагогики Макаренко - 4

Давайте разбираться с таким вопросом, как положение Макаренко в сталинской педагогике и отношения Макаренко с педологией.

Если открыть сталинскую википедию, тома 37 (1938 г. ) и 44(1939 г. ) БСЭ, статьи Макаренко, педагогика, педология, то увидим следующее. В прижизненной статье о Макаренко признается его практическая роль организатора детских колоний, "замечательная педагогическая работа" Макаренко, но в целом он оценивается как писатель, автор "Педагогической поэмы". Причём, успех этой книги обьясняется интересной темой и художественным дарованием автора. Очевидно, что теоретический вклад Макаренко в педагогику не анализируется и не осознается. Человечеству очень повезло, что Макаренко изложил свою концепцию воспитания в виде популярных книг, иначе его педагогика была бы забыта.

Более того, статья 1939г., которая характеризует разгромленную постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936г. педологию как антимарксисткую, реакционную буржуазную лженауку, тоже не упоминает опыт Макаренко, который как раз и доказал, что педологи идут ложным путем. Столь проницательные редакторы данных статей БСЭ - некие А. П. Фомичев и А. Е. Шейнберг, следов исторической деятельности которых Яндекс не обнаруживает.

Дело в том, что педологи были уверены, что развитие ребёнка обусловлено его наследственностью и средой, педагоги - лишь практики педагогического труда, не в силах которых что-то принципиально изменить. Фактически педология поддерживали идею самовоспитания ребенка, в котором авторитет педагога мешает, а воспитание должно быть свободным и определяться желаниями детей. Педологи системой тестов и анкет пытались определить способности ребёнка, далее детей следовало делить на специальные классы и школы, отсеивая трудных детей и отдельно занимаясь детьми благополучными. Усилия по развитию трудных детей фактически признавались бесполезными.

Я надеюсь, вы понимаете теперь, что мы живём в период возвращения педологии? Хотя статья Википедии уверена, что педология осталась 1920-х гг. Видимо, на основании того, что современная образовательная система стесняется называть свои методы педологическими.

Я пришёл работать в школу осенью 1990 г. когда вновь учеников стали делить на сильные и слабые классы. Мне, молодому учителю, которому никто не рассказывал о педологии, идея показалась интересной. Старые учителя сказали сразу: в слабых классах не будет, за кем тянуться, дети опустятся и вообще перестанут учиться. А насчёт благополучных классов тоже не радуйтесь, Алексей Сергеевич, там ниша хулиганов будет заполнена детьми, которые до этого не могли конкурировать с настоящими хулиганами. В течение первого же учебного года я убедился в том, что старики были правы.

Пишут, что через колонии Макаренко прошли три тысячи детей, которые не дали ни одного случая рецидива. Вы ведь понимаете, что Макаренко взял детей, у которых и с наследственностью и со средой было все очень плохо? Макаренко взял детей, которых педологи поголовно определили бы в трудные классы и на которых бы просто забили. Воры, попрошайки, грабители, мошенники, проститутки, хулиганы. Уж не знаю все ли, но очевидно, что большинство стали достойными гражданами своей страны. Сталин размазал педологов идейно и административно в 1936 г. Но к тому времени Макаренко полтора десятилетия на практике доказывал, что они дебилы и сволочи.
Subscribe

promo historian30h december 18, 2016 09:00 17
Buy for 30 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments