historian30h

Categories:

Принципы педагогики Макаренко- 3

В связи с дискуссией в предыдущей статье я решил отвлечься на тему отношения педагогики к Макаренко.

В 1988 г. ЮНЕСКО признало Макаренко одним из четырех педагогов (с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори), которые определили педагогику в XX веке.

Если бы этого не случилось, я уверен, после уничтожения СССР Макаренко у нас назвали бы сталинистом и очернили в одном ряду со стахановцами, колхозами, демонстрациями, трудовыми колективами, партийными собраниями.

А так постсоветские педагоги вынуждены считать Макаренко хорошим вопреки Сталину: "Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества".

Смешно то, что именно Макаренко и обвиняли в том, что у него ребенок превращен в некий винтик, которым распоряжается коллектив вплоть до наложения наказания за чужой проступок!

Давайте я напишу по пунктам, за что ругали Макаренко в 1920-е гг., что неприемлемо для немакаренковской педагогике, в том числе современной. Вы поймете, что педагогика Макаренко полностью чужда современной, была уже выхолощена в СССР к 1970-м гг., когда я ее испытал на своей шкуре, и похоже только в сталинские годы, где-то с середины 1930 гг. использовалась наиболее близко к оригиналу. Впрочем, темой педагогики при Сталине я не занимался, один из моих пробелов.

Макаренко обвиняли в том, что его коллектив подавляет личность ребенка. В том, что интересы коллектива важнее личности ребенка.

В том, что Макаренко не борется за ребенка до конца, а спокойно позволяет ему уйти добровольно или по приговору коллектива.

В том, что дети перегружены муштрой. В том, что колония военизирована.

В том, что коллектив может наказать колониста. Хотя физические наказания были запрещены, в это не верили. Возмущало наказание в виде общего бойкота.

В том, что дети работают.

В том, что дети получают зарплату за свой труд. Вот в этом пункте яркое расхождение с позднесоветской системой. При Сталине дети-учащиеся системы трудовых резервов как раз получали зарплаты. Платили детям, занятым в колхозах. К сожалению, у меня в школе уроки труда были уже формальностью, платить там было не за что.

Любопытно, но обвиняли и в противоположном. В том, что детям позволено слишком много. У Макаренко дети делали то, что в других колониях делали взрослые: следили за порядком ночью (ночью взрослых в спальном корпусе не было вообще!), следили за раздачей пищи, накладывали наказания вплоть до изгнания из колонии, выполняли поручения, связанные с материальной ответсвенностью. Разумеется, в позднесоветской школе такой уровень самоуправления также был невозможен.

promo historian30h december 18, 2016 09:00 17
Buy for 30 tokens
Поддержать мой блог вы можете покупкой в моем премиум-магазинчике ремней, кожгалантереи, аксессуаров себе или родным, знакомым в подарок по специально заниженной цене и с хорошими гарантиями. Прошу под кат. В ЖЖ я известен своими историческими расследованиями. У меня получается это потому, что…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.