«Манипуляции со статистическими данными снова входят в моду, например, Китай все чаще обвиняют в искажении данных о внешней торговле и промышленном производстве. Но даже Китаю далеко до чемпиона мира по статистической лжи - Советского Союза <...>
На каждую реально произведенную в СССР вещь приходилось две выдуманных, выяснил заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Сергей Смирнов. Он реконструировал потерянные или спрятанные во времена Советского Союза данные по промышленному производству, используя официальные источники и альтернативные оценки. Основываясь на полусотне отечественных и зарубежных исследований, он вычислил, как сильно врала советская статистика.
///
То, что советская статистика служила партии и часто приписывала советской экономики несуществующие заслуги, ни для кого не секрет, но масштабы приписок ошеломляют :
По данным ЦСУ, к 1990 г. промышленность СССР по сравнению с 1940 г. выросла примерно в 30 раз, а усредненный альтернативный индекс вырос только в 10 раз.
Непонятно, зачем нужно было увеличивать результаты настолько сильно. Сама по себе реальная оценка не так уж мала: промышленность США, например, за тот же период выросла в 7 раз.
Получается, что на каждую произведенную условную единицу продукции советская статистика, игнорировавшая существование инфляции, "рисовала" еще две.
Кроме того, по данным ЦСУ, за весь послевоенный период темпы роста промышленности РСФСР были ниже темпов роста советской промышленности в 93% случаев. Обратное соотношение наблюдалось только в 1976 и 1985 гг., а также в 1990 г., когда советская экономика начала входить в кризис несколько раньше российской.
///
Вместе с тем альтернативные оценки (по РСФСР они имеются с 1961 г.) показывают, что более быстрое развитие промышленности "окраин" в сравнении с промышленностью "метрополии" было статистическим фантомом. Консенсус-оценка для темпов роста российской промышленности был ниже показателя по СССР лишь в 40% случаев.
В итоге официальные данные ежегодно превышали альтернативные оценки на 2-3,5 пункта. Причем даже в последние годы советской власти, когда сами темпы заметно снизились.
///
Официальный рост промышленности на 3-4% (в США или в европейских странах он оценивался бы как "неплохой") для СССР - из-за недоучета ЦСУ темпов инфляции - фактически был равнозначен стагнации”.
Источник
Скажу про натуральные показатели в ответ на это: «На каждую реально произведенную в СССР вещь приходилось две выдуманных, выяснил заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Сергей Смирнов”.
Главное, что следует понять.
В советской экономике учет велся государством-хозяином, который итоговые данные учета использовал для нужд непосредственного управления множеством предприятий с разнонаправленными интересами.
Вот завод по производству тракторов произвел за год тысячу машин, а отчитался за три тысячи по Смирнову. А куда тогда завод дел излишек металла? Это воровство и статья. Если завод металл не получал, то куда его дел металлургический завод? А как заставить железную дорогу перевести эшелоны пустых вагонов — это воровство и статья? А что скажет торговая сеть, которая вместо трех тысяч машин получила треть, но отчитаться-то ей надо за три тысячи проданных? Или воровство и статья. А что скажут председатели колхозов, которые на бумаге получили три трактора, а на деле один? Между тем, никакой параллельной внутренней статистики не существовало. да и не могло существовать.
Т. е. если мы говорим о производстве в СССР в натуральном выражении, то сильного отличия рельного производства от отчетного быть не может. Известные случаи приписок как раз доказывают, что государственные органы (созданные специально для этого и со своими ведомственными интересами) рьяно рыли землю в проверках.
Более того, любой начальник производства был материально заинтересован не приписать (за это лишь небольшая премия), а скрыть, занизить реальное производство, т. к. продажа как бы не произведенного рождала левую прибыль и знаменитый черный рынок. На мясокомбинате воровали колбасу как бы не произведенную, иначе тщательная тотальная проверка мясокомбината началась бы после первого же отчета: произвели тысячу тонн, вывезли в торговую сеть восемьсот.
Признание существования черного рынка в СССР — это признание существования неучтенного сверхпроизводства.
Существует еще старая оговорка, мол публичная статистика для населения в СССР подделывалась. Но увы — тезис устарел. Давно открыты статистика ведомственная, внутренняя, секретная. Там ТЕ ЖЕ цифры, что в публичной. Коммунисты не врали народу, как бы это сегодня не хотелось тем, кто порушил тысячи заводов. Строили и производили, а не ломали и пилили. В публичной статистике СССР были умолчания, были, на мой взгляд, спорные расчетные данные, но прямого вранья в натуральных показателях я не встречал.
А теперь подумаем, для чего собирает статистику современное капиталистическое государство, если оно никоим образом производством не управляет? Насколько достоверно выглядят эти данные? Давно ли сажали частного предпринимателя, который за сто произведенных сковородок отчитался как за 50 или за 300? Плати налоги - спи спокойно. Больше никого и ничего не волнует.
Journal information