Неудивительно, что при таком положении пища вкусная и редкая была предметом социального статуса. До Октябрьской революции это было повсеместно. Конечно, в средние века даже господствующие классы иногда познавали голод в многочисленных военных походах, в плену и в осадах, но в своих поместьях он кичились друг перед другом многочисленными сменами самых изысканных блюд. В городах историками описываются обжираловки, в ходе которых богатым подавали тазики для блевания. Срыгнув изысканные блюда, элита продолжала свой статусный пир. Приглашение участвовать в пире знати автоматически повышало статус человека, разделив трапезу, сотрапезники становились обязанными друг другу. Князь пировал вместе со своими воинами и они обязаны были умереть за его интересы.
В XIX веке впервые стало меняться отношение к питанию среди знати. Ученые и медики начали стучаться в кухни элиты и говорить о вреде бессистемного обжорства. Кто-то стал прислушиваться к их аргументам, взошли первые ростки более менее здорового питания. Развитие сельского хозяйства на Западе привело там к тому положению, что народ стал реже голодать и чаще употреблять более высококачественные продукты. В Российской империи при распространении самых простых знаний о здоровом питании среди знати, изменилось отношение передовых граждан к народному голоду. Открыто был поставлен вопрос о помощи голодающим, хотя эффективной системы помощи так и не появилось. В отличие от западных низов российское крестьянство продолжало питаться самыми грубыми и низкокачественными продуктами в крайне бедном ассортименте.
Мировая революция в отношении человека к пище началась с приходом большевиков к власти в России. Они сразу заявили, что любой самый бедный и беспомощный человек имеет право на пищу, и ввели жесткую продразверстку: если у тебя есть излишки хлеба, то ты обязан делиться им с голодающими. Это был шок для традиционного крестьянского менталитета тогда, и сегодня остается непонятным для целых слоев идеологического быдла.
Не сразу, на протяжение почти двух десятилетий большевики победили голод. Это создало почву для приближения народного грубого и низкокачественного питания к питанию элитарному. Фабрики-кухни и сталинский общепит, знаменитая «Книга о вкусной и здоровой пище» и санаторное питание для колхозников и рабочих, заниженные государственные цены на качественные продукты, развитие пищевой промышленности и резкое расширение ассортимента доступных народу продуктов, начали путь к оздоровлению народной пищи.
Апофеозом советской революции в питании стали 1960-е-1970-е гг., когда даже ранее элитарные продукты и блюда стали доступны по государственной цене любой уборщице, а просто сладкие, жирные, молочные, мясные продукты стали обыденным ассортиментом народного стола. При этом советская пищевая промышленность придерживалась норм традиционного качества продуктов, она не пошла или не успела пойти по пути химизации продуктов, их хранения и использования генной инженерии. Советские столовые по требованиям государства использовали только одобренные медиками рецепты и меню, что в сочетанием с просветительной работой ученых капитально сдвинуло народное питание в сторону здорового питания.
При всех своих достижениях советская революция в питании медленно изживала тысячелетнюю привычку статусности пищи. Чем выше было положение гражданина по социальной лестнице, тем проще ему было купить по низким государственным ценам какие-то деликатесы. Ассортимент пайков и ведомственных магазинов-распределителей сильно отличался. Сегодня эти различия в советских пайках сильно преувеличиваются антисоветской пропагандой, ее спекуляция заключается в том, что во все остальные времена и вплоть до сегодняшнего времени стол элиты отличался и отличается от стола рядовых граждан еще сильнее, чем в советское время. Не подают к столу олигарха даже местного масштаба окорочка от местной птицефабрики.
Статусность пищи сохранялась и в том, что дефицитными деликатесами могла наградить, могли отблагодарить, она сохранялась в таком явлении, как теневая торговля деликатесами и соответственно в особом статусе спекулянтов этими деликатесами.
Советская революция в питании не смогла победить и в установлении сознательного питания, когда человек понимает, что и как ему нужно есть, чтобы сохранить здоровье. Отчасти сыграла свою роль некоторая расслабленность граждан, т. к. советская пищевая промышленность подавала им на стол только качественные продукты. Отчасти советской революции просто не хватило времени для изменения пищевой ментальности поколений.
Продолжение следует...
Journal information