"Колхозы" сохранились и сегодня, но выжить им гораздо сложнее, чем в сталинское время. Я вот тут рассказал, как поднял бы колхоз в 1930-е гг. и мне предложили поднять современный колхоз. Но это ведь небо и земля, условия хозяйствования сегодня на порядок хуже.
Во-первых, колхоз – это производитель, а для производителя важнее не суметь произвести, как многие думают, а суметь продать так же быстро, как произведешь. Немудреное дело корову подоить, а вот ты найди сбыт этому молоку! В советское время коммунисты платили зарплаты чуть больше, чем люди реально зарабатывали, специально, чтобы создать спрос, опережающий предложение. Поэтому у колхозов в любом случае не было проблем с реализацией продукции. Для них специально были выстроены колхозные рынки с халявными торговыми местами, а вы сегодня купите такое место на рынке для колхозной продукции. В крайнем случае, если это был колхоз в глуши и возникали проблемы с доставкой, до такой колхоз мог рассчитывать на помощь местной власти в организации сбыта.
Во-вторых, все сталинские годы существовали ножницы между рыночными ценами на колхозную продукцию и ценами на городские товары, на промышленную продукцию, на топливо – в пользу колхозников. Ну всем известный пример, когда наш саратовский колхозник Ферапонт Головатый продал два центнера меда на рынке и на эти деньги купил самолет. Время, конечно, военное было, но и в мирное время цена на грузовик в тоннах молока, скажем, была тогда сильно меньше, чем сегодня.
В-третьих, сталинскому колхозу была гарантирована поддержка и внимание власти. Вот жалуется современный председатель колхоза: «Наверху, наверное, считают, что мы все вымерли, — говорит Олег Светличный. — Фермерам дают гранты безвозмездные на постройку фермы — 7 миллионов рублей. Нам не дают таких денег. Мы не подходим под эту категорию. Нам бы этих средств хватило, чтобы обновить ферму. Но нам дают только большие — 55 миллионов. Бери, осваивай. Куча бумажек, куча отчетов. Но нам столько не нужно! У нас площадей просто не хватит, чтобы построить такую суперферму на 10 000 голов. А где мы корма возьмём? А где людей? Кто будет на ней работать? А 7 миллионов нам бы хватило, чтобы восстановить здание молочной фермы и доильный зал. В советское время почему колхозы и совхозы жили? Государство привезло, поставило: «Вот, ребята, вам коровы, вот коровники, кормите, выращивайте, отчитывайтесь». А сейчас что–то спрашивают, что-то хотят, но ничего не дают». ИСТОЧНИК Таким образом, отношения между колхозами и властью сегодня гораздо менее благоприятные. Более того, юридически колхозов сегодня вроде бы даже не существует, все, которые остались сегодня вынуждены регистрироваться иначе, как кооперативы, акционерные общества, как долевая собственность.
Кстати, этот же председатель говорит о сложностях сбыта своей продукции: «Откорм не выгоден, — признаётся Олег Светличный. — Людей мало, на животноводство не загонишь работать. Поэтому решили оставить только молочное производство. В 2010 году ещё мясокомбинаты приезжали, покупали мясо. А потом, как вступили в ВТО, мясокомбинаты ушли, ни звонков, ничего. Девать мясо некуда было. И мы решили организовать свою переработку. У нас появился мясной цех, в котором мы делаем пельмени, котлеты, фарш говяжий, фарш свиной, люля-кебаб, тефтели. На всё у нас есть сертификат, дипломы, знак качества, что мы делаем натуральную продукцию. Чем сдавать по дешёвке в мясокомбинаты, которые берут наше натуральное мясо лишь для того, чтобы разбавить им импортное и запах мяса был, лучше мы сами будем выпускать. И нам дешевле, и люди работают».
В-четвертых, в сталинском колхозе было много молодежи, много работников, а сегодня с этим как? Попробуйте приманить людей, чтобы вам поверили после всех этих трех десятилетий сплошного кидалова.
В-пятых, в сталинском колхозе легко было учиться достижениям лучших, наиболее успешных хозяйств. Государство это поощряло и организовывало. Сегодня, как вы должны понимать, рецепты успеха – это коммерческая тайна, хрен вам кто расскажет и научит.
В принципе вот этих пяти причин достаточно, чтобы понять, насколько сегодня заниматься сельским хозяйством на уровне колхоза сложнее, чем в сталинские времена.
Journal information