historian30h (historian30h) wrote,
historian30h
historian30h

Чем помешали коммуны толстовцев?

Меня неоднократно спрашивали про коммуны, которые существовали в Советской России до коллективизации, мол, зачем их надо было переводить на общий колхозный Устав сельхозартели, зачем было нужно душить «живое творчество масс».

Честно говоря, мне почти не попадалось источников на эту тему, настолько редким, видимо, это было явлением. Без знакомства с темой по источникам я мог лишь предполагать следующую логику унификации старых коммун: повышение уровня управляемости. Коллективизация вызвала настолько острый кризис на селе, что я считаю события 1929-1933 гг. формой гражданской войны. В этих условиях допустить существование по самым разным уставам старых коммун, - все равно, что во время войны позволить существование партизанщины в армии.

И вот в командировке, из которой я только что вернулся, я читал книгу: Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. - М.: Книга, 1989. В случае с многочисленными коммунами толстовцев мое предположение подтвердилось.

Толстовцы имели точки соприкосновения с советским проектом: они называли себя коммунистами, хотя научным коммунизмом нисколько не интересовались; они отрицали частную собственность и жили за счет своего труда; они отрицали религии, хотя относились к ним абсолютно толерантно; у себя в коммунах они часто радикально обобществляли свой быт. Плюс к этому они не хулиганили, не пили, не курили, даже не матерились. Казалось бы — подарок для Советской власти, эдакие доморощенные коммунисты, мечта для дедушки Кара-Мурзы в обосновании его псевдоисторической философии.

И действительно, при всех ссорах толстовцах с местными властями, они очень долго находили себе поддержку в Москве. В конце концов в 1931 г. им выделили даже большой участок земли в Кемеровской области, где они создали большую коммуну «Жизнь и труд», куда съехались толстовцы со всей страны, а также под их легальным крылом обосновались субботники, молокане, баптисты, симпатизирующие учению Льва Толстого. Однако, в мировоззрении толстовцев был важный принцип, который неизбежно порождал конфликт с властью. Не случайно первыми разобрались с толстовцами местные власти. Дело в том, что толстовцы полностью отвергали любое государство, любые свои отношения с государством. Они даже вместо кузбасской земли просили какой-нибудь необитаемый остров, чем ввергли в шок поддерживающих их московских руководителей.

Ладно бы они отвергали службу в армии, - в СССР в тот период это разрешалось по религиозным соображениям, была альтернативная служба. Но они не признавали за государством права взимать налоги, право на госзаготовки. Очень долго толстовцы отказывались пустить в свои школы учителей от государства. Среди толстовцев была разновидность секты — ручники, которые отказывались эксплуатировать животных, применяли только свой ручной труд. Лидеры толстовцев были настоящими религиозными фанатиками, не считающими возможным даже малейшую дипломатию с властью. Например, в одном из районов накануне коллективизации был лишь один колхоз — как раз толстовский. С единственным в районе трактором. Его все время ставили в пример крестьянам. И вот при агитации за колхозы сельские руководители столкнулись с постоянным вопросом крестьян: если в колхозах так здорово, то почему вы сами не в колхозе? Местные руководители попросили толстовцев формально принять их в свой колхоз. Казалось бы, очевидная удача для колхоза, руководители бы там не работали, но уж помогали бы своему шефскому колхозу точно. Но толстовцы отказали и тем на все оставшееся время поссорились с местной властью. В воспоминаниях рассыпаны случаи совершенно мелких конфликтов. Чекист спрашивает фамилию случайно зашедшего в избу крестьянина-толстовца, тот отказывается себя называть. Чекисты пришли арестовывать толстовца, тот отказывается встать с кровати и одеться. Родственники также отказываются. Чекисты его одевают, несут на подводу. Разумеется, все это формировало к толстовцам крайне враждебное отношение представителей власти. В 1936-1938 гг. чекисты воспользовались ситуацией в стране и арестовали многих членов коммуны. Правда, при всех конфликтах толстовцам все-таки давали для тех лет небольшие сроки, часто освобождали.

Таким образом, история толстовских коммун мое предположение подтверждает: для государства важно было подчинение коммун общему законодательству, именно на попытку коллективного своеволия, оно и было вынуждено отвечать репрессиями. И ту не помогала словесная эквилибристика про коммунизм и трудолюбие. Вокруг коммун было слишком много колхозов, которые могли спросить: почему им можно, а нам нельзя?
Tags: коллектив трудящихся, коммуны, толстовцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Доставка редких ремней по Москве с сентября

    С сентября 2021 г. я открываю доставку на место по Москве в принципе любых ремней, но мое специальное предложение - редких эксклюзивных ремней из…

  • Текущее

    Наконец-то, получил доступ к своему компьютерному архиву))Моя предыдущая радость была преждевременной. Компьютерщику пришлось еще дорабатывать. Долго…

  • О борще

    Из академического словаря русского языка 1847 года издания:

promo historian30h december 18, 2016 09:00 17
Buy for 30 tokens
Поддержать мой блог вы можете покупкой в моем премиум-магазинчике ремней, кожгалантереи, аксессуаров себе или родным, знакомым в подарок по специально заниженной цене и с хорошими гарантиями. Прошу под кат. В ЖЖ я известен своими историческими расследованиями. У меня получается это потому, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Доставка редких ремней по Москве с сентября

    С сентября 2021 г. я открываю доставку на место по Москве в принципе любых ремней, но мое специальное предложение - редких эксклюзивных ремней из…

  • Текущее

    Наконец-то, получил доступ к своему компьютерному архиву))Моя предыдущая радость была преждевременной. Компьютерщику пришлось еще дорабатывать. Долго…

  • О борще

    Из академического словаря русского языка 1847 года издания: