historian30h (historian30h) wrote,
historian30h
historian30h

М.Горький и советский детектив

Из доклада М.Горького на Первом Всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 г.


"Буржуазная литература начинается еще в древности египетской "сказкой о воре", ее продолжают греки, римляне, она является в эпоху разложения рыцарства на смену рыцарского романа. Это -- подлинно буржуазная литература, и ее основной герой -- плут, вор, затем -- сыщик и снова вор, но уже "вор-джентльмен".

Начиная с фигуры Тиля Уленшпигеля, созданного в конце XV столетия, с фигуры Симплициссимуса XVII века, Лазарильо из Тормес, Жиль Блаза, героев Смоллета и Фильдинга -- до "Милого друга" Мопассана, до Арсена Люпена, до героев "детективной" литературы Европы наших дней, -- мы насчитываем тысячи книг, героями которых являются плуты, воры, убийцы и агенты уголовной полиции. Это и есть настоящая буржуазная литература, особенно ярко отражающая подлинные вкусы, интересы и практическую "мораль" ее потребителей. "Нет худа без добра": на почве этой литературы, щедро унавоженной всяческой пошлостью и в том числе пошлостью мещанского "здравого смысла", -- на этой почве выросли такие замечательные художественные обобщения, как, например, фигура Санчо Пансы, как Тиль Уленшпигель де-Костера и немало других равноценных этим двум. Одним из наиболее веских доказательств глубокого классового интереса буржуазии к описанию преступлений является известный случай Понсон дю-Террайля: когда этот автор кончил свой многотомный роман о Рокамболе смертью героя -- читатели организовали перед квартирой Террайля демонстрацию, требуя продолжения романа, -- успех, не испытанный ни одним из крупнейших литераторов Европы. Читатели получили еще несколько томов "Рокамболя", воскресшего не только физически, но и морально. Это -- грубый, но широко распространенный и обычный для всей буржуазной литературы пример превращения душегуба и грабителя в доброго буржуа. Ловкостью воров, хитростью убийц буржуазия любовалась с таким же наслаждением, как и проницательностью сыщиков. Детективный роман до сего дня служит любимейшей духовной пищей сытых людей Европы, а проникая в среду полуголодного рабочего, этот роман служил и служит одною из причин медленности роста классового сознания, возбуждая симпатию к ловким ворам, волю к воровству -- партизанской войне единиц против буржуазной собственности -- и, утверждая ничтожную оценку буржуазией жизни рабочего класса, способствует росту убийств и других преступлений против личности. Горячая любовь европейского мещанства к романам преступлений утверждается обилием авторов этих романов и цифрами тиража книг.

Весьма интересен тот факт, что в XIX веке, когда мелкое плутовство приняло героические и внушительные объемы на биржах, в парламентах, в прессе, плут -- как герой романа -- уступил место сыщику, который в мире совершенно явных преступлений против рабочего народа замечательно ловко разгадывал преступления таинственные, но -- выдуманные. Разумеется, вовсе не случайно, что знаменитый Шерлок Холмс явился в Англии, и еще менее случайно, что рядом с гениальным сыщиком возник "вор-джентльмен", который оставляет премудрых сыщиков в дураках. Те, кто поймут эту смену героев как "игру воображения", -- ошибутся. Воображение создает то, что ему подсказывает действительность, а в ней играет не беспочвенная, оторванная от жизни фантазия, а те вполне реальные причины, которые понуждают, например, "правых" и "левых" французских политиков играть в футбол трупом "вора-джентльмена" Стависского, стремясь кончить эту игру "вничью".

Это та самая цитата классика, которая серьезно ударила по детективу в СССР. Детектив как жанр, отвлекающий от классового сознания. Детектив как жанр для сытых буржуа. Но вот сегодня возможно ли поставить детектив на службу ушедшей советской цивилизации, как вы думаете? Детективы по послевоенному СССР не сходят с экранов, но почему-то никто не решается перенести действие, скажем, в тот самый 1937 г. Лично мне этот период гораздо более интересен))
Tags: детективы
Subscribe

  • Что делать с Мирославой Бердник?

    Тут недавно один известный в ЖЖ «правильный русский националист», «не клоун», как он сам себя позиционирует, написал следующее программное в…

  • Проблема с яровым севом 1932 г.

    В свое время я начал разбираться с голодомором с чтения советских газет, по поводу чего столкнулся с насмешливым отношением к такому исследованию со…

  • Украинская рокировка 1989 г.

    На мой взгляд, возможно, ключевую роль в контреволюции, убившей советский проект, сыграла региональная элита. Поэтому я сейчас рассматриваю смену…

promo historian30h december 18, 2016 09:00 17
Buy for 30 tokens
Поддержать мой блог вы можете покупкой в моем премиум-магазинчике ремней, кожгалантереи, аксессуаров себе или родным, знакомым в подарок по специально заниженной цене и с хорошими гарантиями. Прошу под кат. В ЖЖ я известен своими историческими расследованиями. У меня получается это потому, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Что делать с Мирославой Бердник?

    Тут недавно один известный в ЖЖ «правильный русский националист», «не клоун», как он сам себя позиционирует, написал следующее программное в…

  • Проблема с яровым севом 1932 г.

    В свое время я начал разбираться с голодомором с чтения советских газет, по поводу чего столкнулся с насмешливым отношением к такому исследованию со…

  • Украинская рокировка 1989 г.

    На мой взгляд, возможно, ключевую роль в контреволюции, убившей советский проект, сыграла региональная элита. Поэтому я сейчас рассматриваю смену…