Первая касается темы возможности карьерного роста в дворянской империи, а то французскобулочники надергают единичных примеров о том, как сын крепостного стал генералом. Часто, если разобраться, такой сын крепостного был внебрачным сыном дворянина))
Дельвиг пишет про двух своих дядей по матери в начале 1820-х гг.(князья Волконские): «Оба пользовались в отношении крепостных девок тогдашними слишком мало ограниченными правами владельцев людей»(С.14)
П.П.Мельников, министр путей сообщения, член Госсовета, и его брат А.П.Мельников, комендант Варшавы, генерал, были рождены самой простой городской женщиной, вышедшей замуж за старика-дворянина, коллежского асессора. Но Дельвиг раскрывает причину головокружительной карьеры(С.25). Они были детьми Беклемишева, начальника придворных императорских конюшен, будущего тайного советника, от любовницы из простонародья. Беклемишев подобрал ей мужа-дворянина, которого невеста видела в церкви первый и последний раз в жизни. Затем опекал карьерный рост молодых дворян.
Сам Дельвиг, сын княгини и барона, был из крайне бедной аристократической семьи. Матери удалось пристроить его в частный благотворительный пансион, где воспитывались дети самых бедных дворян и давалось прекрасное образование, легко поступали в университет. «Товарищи мои были действительно дети весьма бедных родителей. Никто из них впоследствии не занимал на государственной службе, на которой они все состояли по выпуску из университета, даже сколько-нибудь видного места… В женском заведении воспитывались дочери также бедных родителей и, несмотря на хорошее образование, ни одна из них впоследствии ничем не была замечательна»(С.9). Таким образом, даже детям простых дворян с университетским образованием и работающим в столице в середине XIX в. В России сделать карьеру было практически невозможно.
Journal information