historian30h (historian30h) wrote,
historian30h
historian30h

Categories:

Донбасс и Галиция

Между Донбассом и Западной Украиной ко времени 1939-1940 гг. уже исторически сложились экономические, социальные, национальные, политические, идеологические, этнографические различия, которые препятствовали интеграции переселенцев в советское и донецкое общество. Жителям Западной Украины были свойственныиндивидуальный тип сельского хозяйства, отсутствие развитой промышленности, низкий уровень материального обеспечения и образования, национальное угнетения со стороны польских властей и сформированный в силу этого (и ряда других причин) бытовой, а затем и политический национализм, негативное отношение к России и русским, европоцентризм и т.д. Советское общество Донбасса 1930-х годов было прямой противоположностью, а механические методы "советизации" западно-украинских переселенцев нередко приводили к еще больше недопонимаю и затем даже к взаимному отторжению. Средний донецкий рабочий 1930-х годов был воспитан на идеалах социализма и высокой общественной роли труда, соцсоревнований, персонального вклада в рост экономики СССР как коллективной собственности всех жителей страны. В Донбассе с первых лет Советской власти наблюдалась большая идеализация образа человека труда и его роли в формировании будущего страны. В местных архивах есть письма донецких рабочих к Ленину и Крупской и затем к Сталину, другие документы, доказывающие, что частично идеологизация общества проходила не только "сверху", но и "снизу", тогдашнее поколение действительно верилось как в проект победы коммунизма в СССР, так и в свою личную роль в его строительство и вытекаюшую из этого ответственность перед страной, мировым пролетариатом и т.д. Все это предпределило различия между западными украинцами, угнетаемыми в Польше, не имевшими на тот момент проекта своей национальной и социальной реализации, кроме политического национализма. Жестко регламантированные условия промышленного труда, что были обычными для дореволюционного Донбасса, оказались непривычными для переселенцев, для которых данный вид трудовой деятельности просто не вписывался в их хозяйственную традицию и социальное сознание. Сами жители Донбасса трактовали поведение переселенцев как лень, саботаж, контрреволюционные настроения и т.д. Пропагандировавшаяся неприязнь к классовым врагам приводила к тому, что прибывших польских ксендзов, бывших мелких собственников и прочих "буржуев" рассматривали через призму их возможной "вражеской деятельности", хотя в большинстве своем переселенцы даже польской национальности в социально-материальном отношении были тождественны хорошо зарабатывавшим передовикам шахтерам и металлургам.


К национальным, исторически сформировавшимся стереотипам между обществами Восточной и Западной Украины, можно отнести взаимное недоверие и неприятие (к общественному и политическому строю, предшествуюoей хозяйственной и культурной традиции, исторические противоречия и т.д.). Жители Востока и Запада Украины веками находились в разных цивилизационных пространствах (православная Русь, общинный уклад, мессианская роль России, Малороссия как часть большой Руси, в советском проекте это сохранилось через внешнее восприятие социалистической идеи и в условиях атеизма). Западная Украина прошла сложный и по сути кровавый путь трансформации от бывшей части единой Руси (Галицко-Волынское княжество) к провинции Речи Посполитой, Австро-Венгрии, затем панской Польши. Православие было трансформировано в униатство (окатоличивание), местная элита инкорпорирована в иностранное общество европоцентристского характера, процессы конца XIX - начала ХХ века против русинов и развитие местного национализма окончательно разграничили Запад и Восток Украины "по линии цивилизационного разлома" (если взять слова С. Хантингтона). В период Первой мировой войны в австрийских концлагерях Талергоф и Терезиенштадт остатки русинской интеллигенции и части общества Галиции были физически уничтожены, и в 1917-1920 гг. на Западной Украине началась уже совсем другая историческая и политическая традиция. К периоду 1939-1940 гг. западно-украинское общество имело идеализированное понятие о национальной государственности, в том числе в форме "соборной Украины". Националистические круги, потерпевшие поражение в 1917-1920 гг. на Большой Украине, направляли социальную агрессию общества на большевиков, "русских оккупантов", "красную Москву" и т.д. Соответственно далеко не все западные украинцы, особенно адаптировавшиеся к условиям Польши, воспринимали Красную Армию как освободителей, а воссоединение с Украинской ССР как восстановление "соборной Украины". Различия социальных систем и форм собственности имел существенное влияние на этот процесс. Соответственно в Советской Украине как под влиянием опыта событий 1917-1920 гг., так и вследствие пропаганды было резко негативное отношение к "петлюровцам", националистам, социальной системе западных стран и в том числе панской Польши. Западная Украина рассматривалась как отсталый регион с несознательным населением, которое нужно было в краткие сроки влить в "семью народов", воспитать в социалистическом духе и приобщить к строительству коммунизма, попутно ликвидировав "буржуазные" и прочие вражеские элементы. Применительно к Донбассу неприятие украинского национализма, а нередко и самих западных украинцев было спровоцировано политикой Центральной Рады по "украинизации" Екатеринославской губернии и включении её в состав Украинской Народной Республики, затем содействием ЦР в австро-германской интервенции, затем войне гетмана Скоропадского и Директории УНР С. Петлюры с Советским правительством Украинской ССР и Донецко-Криворожской республики. Все эти противоречия получили продолжение в борьбе "национал-коммунистов" внутри КП(б)У за присоединение Донбасса от РСФСР к УССР, механической политике "коренизации" и "украинизации", что проводилось в массовом закрытии русских школ, лингвистическим экспериментам, насильственной украинизации рабочих и т.д. Во время "украинизации" практиковалась также ангажирование западных украинцев (из Галиции, входившей в состав буржуазной Польши) в аппарат Украинской ССР. Хотя в 1930-е годы "украинизация" была свернута, это оставило большие негативные восприятия, которые ассоциировались с западными украинцами. Таким образом, был как негативный опыт соприкосновения Донбасса с украинским национализмом в 1917-1920 гг., так и опыт экспериментов Советской власти по "украинизации" 1920-х годов, негатив которой списывался на "буржуазно-националистический уклон" и происки врагов внутри КП(б)У. Аналогично на Западной Украине в период Австро-Венгрии пропагандировалась борьба с местными русинами и русофобия, затем борьба с большевизмом и СССР. Очередной исторический опыт взаимодействия 1939-1940 гг. между Западом и Востоком Украины неизбежно должен был отразить те противоречия системного, цивилизационного характера, которые существовали перед этим. В мемуарах Павла Судоплатова говорится, что Молотов предлагал создание отдельной Галицкой автономной республики в составе СССР. Возможно, что реформирование Украинской ССР в федерацию (даже в социалистической форме) помогло бы сгладить противоречия и учесть особенности регионов. Но механическая унификация двух региональных субэтносов или общностей (Восток - Запад) в рамках Советской Украине не могла отменить имевшихся различий, и уже в конце 1980-х годов это дало о себе знать в форме центробежных тенденций. Недооценка национального вопроса и региональных особенностей вообще была характерна в практике СССР, хотя Советское руководство как раз рассматривало интеграцию Западной Украины как восстановление восточнославянских земель (с Закарпатьем в 1945 г.) в рамках единого социалистического государства. Преодоление различий и создание единого общества Украинской ССР как части советского народа стало политической задачей для республиканского и союзного руководства. В борьбе с теми же ОУН - УПА власти УССР официально заявляли, что именно в составе СССР Украина уже получила свою национальную государственность, т.е. идея "соборности" была как бы перенесена на советскую почву с противоположным политическим оформлением. На Востоке Украины это вызывало определенный скептицизм, который, однако, не имел большого распространения. В 1950-80-е годы очень многие противоречия в украинском советском обществе действительно сгладились, и понятие единства Украины получило закрепление в общественном мнении. В этом отношении современная Украина гораздо более расколота по региональному признаку, чем в период послевоенного существования Украинской ССР.


А.С.Мартынов

За наводку спасибо statehistory
Tags: Украина
Subscribe

  • Зарплаты в провинции

    "В деревню, в глушь, в Саратов..." Есть такой местный паблик в ВК для поиска халтуры. Там предлагают работу на один или несколько дней. Процитирую…

  • Заблуждения про советские зарплаты и доходы

    Надоели эти постоянные завывания про зарплату «моего папы-инженера» на уровне 120 руб.Да я студентом, не напрягаясь, зарабатывал около…

  • Самая бедная семья в СССР

    Расскажу про самую бедную семью в СССР, которую я там видел. Чтобы было понятно, что проблема бедности в СССР была успешно решена, в отличие от…

promo historian30h december 18, 2016 09:00 17
Buy for 30 tokens
Поддержать мой блог вы можете покупкой в моем премиум-магазинчике ремней, кожгалантереи, аксессуаров себе или родным, знакомым в подарок по специально заниженной цене и с хорошими гарантиями. Прошу под кат. В ЖЖ я известен своими историческими расследованиями. У меня получается это потому, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments