Перед нами сегодня докладная записка ответственного секретаря партячейки Наумова секретарю Питерского райкома ВКП(б) Федорову от 4(?) апреля 1933 года:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
«Утром в бригаде №2 к-за «Кал[инина] поймана шайка воров пшеницы из бригады. В этом замешана все руководство бригады. Бригадир канд. Партии Целихин Ф.Ф. п/орг Семенов Ал.Пет. и прикрепленный зам.пред. сельсовета Анисимов … Аф. Комсомолец Грешков(?) и два беспартейца(?). Всего 6 человек. Нами тут же было донесено в милицию и заменено руководство этой бригады. Найдено у комсомольца ½ ц пшеницы. Следствие закончено, факт подтвержден, вечером проведено в бригаде общее парт комсомольское собрание всех бригад с участием Иванова … полит отдела, где вынесено решение этих жуликов из рядов партии исключить и требовать самого сурового наказания расстрела»
Проанализируем данный документ.
Руководство второй бригады поймано с поличным на краже полцентнера зерна, очевидно, при проверке сообщения какого-то колхозника-односельчанина. Голодный апрель 1933 года — время крайне жестких действий вокруг продовольствия. В Саратове за кусок хлеба или немного денег могут убить. Доносчик знает, что ворующих организованной группой его односельчан могут расстрелять, но тем не менее считает себя правым, очевидно, потому, что так же, как и я, полагает воров виновными в создании и усугублении отчаянного продовольственного положения. А ведь Питерский район был относительно благополучным — мне не попались данные и голодных смертях в этом районе.
Хотя зерно найдено у одного колхозника, обстоятельства, видимо, таковы, что делается вывод: все руководство бригады не может не знать про это, скорее всего всем ясна и систематичность хищения. Еще раз обращаю внимание на безжалостность односельчан — партийный секретарь не считает нужным сообщить наверх ни единого смягчающего обстоятельства. Даже при систематичности организованного хищения колхозники могли пожалеть воров, подчеркнуть разовый и вынужденный характер воровства. Был бы совсем другой приговор. Это не делается. Более того, общее собрание коммунистов и комсомольцев бригад прямо требует именно расстрела. Давят на суд, а суд тогда к мнению общественности прислушивался. Таким образом, мы должны понять, что известный чрезвычайный «Указ о трех колосках» от 7 августа 1933 года выражает реально существующее настроение колхозников бороться с воровством буквально насмерть.
Journal information