Информационное письмо №4
Перелюбского райаппарата Заволжского Оперсектора ПП ОГПУ НВКрая
По состоянию на 31 декабря 1933 г.
Возвращение колхозников в колхозы.
За последнее время по району отмечется массовый возврат колхозников в колхозы, выезжавших из колхозов в порядке неорганизованного выезда, колхозники перед ними ставят конкретные условия о их дальнейшей работе в колхозе, так например в колхозе «Достижение» Холманского сельсовета неплановый отходник возвратившийся обратно в село Пащенко Иван Парфенович, подал заявление о приеме его обратно в члены колхоза, во время обсуждения данного заявления на собрании колхозники потребовали дать им объяснение и раскаяться в своем проступке, в своем выступлении Пащенко заявил:
«Я уходил из колхоза так как у меня не было совершенно продовольствия»
Тогда присутствующие колхозники обращаясь к Пащенко заявили:
«Почему же мы не уходили из колхоза, а находились в таких условиях в которых и ты?»
После чего перед ним колхозники поставили условие, что он должен в протяжение 2-х недель показать себя на работе в колхозе и уже тогда будет поставлен вопрос о его приеме обратно в колхоз, отдельные же колхозники прямо ему заявили:
«Если ты будешь лодырничать и не работать то лучше не подходи к колхозу»
По колхозу «Красный партизан» часть колхозников которые во время молотьбы хлебов самовольно бросив работу и уехла, в настоящее время начала возвращаться обратно, присылают своим родным письма, в которых просят сообщить примут ли их обратно в колхоз, если они вернутся назад, присылка писем имеет место также по колхозу имени «Октябрь». В последнее же время, когда колхозники узнали, что в этом году они на свои трудодни получат до 2-х килограмм хлеба приток обратно в колхозы начал увеличиваться.
************
В этом документе что любопытно и важно:
1)Ограничительные меры, которые предприняло государство в сезон 1932/33 года по воспрепятствованию неорганизованного выезда колхозников из колхозов, оказываются вполне демократичной мерой, которая поддерживается большинством самих колхозников.
2)Оправдание Пащенко, что у него мол не было продовольствия, его односельчане серьезным не считают. Т.е. продовольственное положение в данном колхозе не было критическим. Вообще, совершенно секретные сводки ОГПУ по этому району не отмечают никакой голодной смертности. А ведь в отличие от Украины это бедный засушливый заволжский район. Может там там кулаков было меньше, вот и катастрофы не случилось?
Journal information