historian30h (historian30h) wrote,
historian30h
historian30h

Игровое кино как исторический источник

В Лаборатории историка почти год назад у меня были планы использовать игровое кино сталинского времени в качестве исторического источника. Я, кажется, наконец-то, научился вырезать нужный мне фрагмент, конвертировать его и выкладывать на Ю-тубе. Поэтому следующим постом начинаю анализировать старое кино с точки зрения историка. Под тегом СТАЛИНСКОЕ КИНО мы с вами обсудим все доступные в интернете советские фильмы 1930-х гг. А пока продублирую в качестве вступления к теме свою старую статью:

Сергеев А. Игровое кино как исторический источник



"Не только документальное, но и игровое кино, и даже мультипликация могут использоваться в качестве исторического источника. Я начинаю серию постов, посвященных игровому кино (без мультипликации) 1930-х гг. Сегодня попытаюсь объяснить, каким образом можно и нужно использовать художественный фильм в качестве исторического источника.


1)Год создания фильма — ведущая информация, с которой начинается анализ игрового кино. Все, что историк может вытянуть из данного фильма приложимо именно и только к году его создания. Это надо специально объяснить: фильм «Александр Невский» 1938 -го года ничего не может рассказать историку о времени русского князя, а может лишь поведать об атмосфере и идеях советского государства и общества предвоенных лет.

Особым случаем являются те, когда фильм запрещают или выпускают на экраны лишь спустя много лет. В этом случае важны и год создания (почему запретили?) и год выпуска на экраны (почему разрешили?).


2)Художественный фильм — авторское произведение, которое выражает точку зрения его создателей, в первую очередь режиссеров и сценаристов. Кроме того, через взгляды создателей фильма так или иначе преломляются существующие взгляды той социальной среды, в которой вращаются авторы, и которые они так или иначе учитывают, соглашаясь с ними или полемизируя. Важным магнитным полем, воздействующим на идеи игрового фильма, является господствующая идеология государства и общества, в котором или для которого предназначено данное художественное произведение.

Таким образом, историк, анализирующий игровой фильм в качестве исторического источника, должен суметь определить авторский замысел и концепцию, увидеть влияние на авторов социальной атомосферы и господствующей государственной идеологии.

Однако, придерживаясь собственной концепции, любой автор так или иначе в своем фильме может отражать некоторые идеи, взгляды, вопросы, имеющие хождение в обществе в момент создания фильма. Задача историка заключается в том, чтобы суметь определить, насколько реалистично в данном фильме нашли отражение эти идеи и взгляды.

Если историк справится с таким анализом идеологии фильма, то фильм расскажет ему об общественной атмосфере и некоторых идеях, относящихся ко времени создания произведения.


3)Большое значение для историков имеет жанр фильм. Если фильмы исторического и фантастического жанров, экранизации несут минимум информации о повседневности времени создания фильма, если кинокомедии могут сильно искажать типичное в повседневности, то наиболее интересно историкам конечно же кино, как детское, так и взрослое, отражающее современную жизнь.

4)Фильмы о современности являются бесценным историческим источником для историков повседневности несмотря на всю постановочность отдельных эпизодов. Информация об улицах и интерьерах, одежде и предметах быта, отдыхе и труде, бытовом и общественном поведении, взаимоотношениях — чрезвычайно важна. Особенно для советской истории 1930- хх гг., когда историки испытывают дефицит другой визуальной информации, когда почти не осталось свидетелей, способных объяснить многие исчезнувшие обыденные практики.

Разумеется историк обязан поставить вопрос о достоверности и типичности отражаемой в игровом фильме материальной и духовной культуре. Тут возможны самые разные варианты. Если вид улиц несет крайне высокую степень достоверности (надо лишь точно знать реальное место съемки), то,например, интерьеры чаще всего создаются специально, и в отношении интерьеров следует выделять типичное и массовое от особенного и даже возможно эксклюзивно созданного под конкретный фильм.

Тест на типичность обязаны пройти и имеющиеся в фильме примеры отношений, как сугубо личные, так и между гражданами и представителями государства, организаций. В этом смысле необходимо расматривать отдельно те отношения, которые являются основой сюжета, основой ведущего конфликта данного фильма, которые авторами фильма необходимо заостряются, от отношений в проходных и второстепенных эпизидах, на которые замысел авторов фильма влияет не так сильно.

**********


В целом можно сказать, что игровое кино является интересным и важным историческим источником, для анализа которого неоходимы специальная подготовка и особые методы. Если учесть, что найти старый фильм и использовать информацию, полученную из игрового кино, в печатном научном исследовании крайне затруднительно, то становится понятным очень редкое использование данного источника в научных исследованиях.

Появление интернета, все большая доступность редких старых игровых фильмов, возможность быстро записать фильм и сделать нарезку интересующих историка эпизодов, дать активную ссылку в опубликованной в интернете научной работе на фрагмент фильма, делают игровое кино очень злободневным и перспективным историческим источником, к которому, мы уверены, все чаще будут прибегать молодые исследователи прошлого".

Tags: ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, СТАЛИНСКОЕ КИНО
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Саратов. Ковид. Осень 2021

    В городе тяжелая ситуация. Не ожидал, что эта осень по заболеваемости и смертям превзойдет осень 2020 г. Вроде и переболели уже многие и…

  • (no subject)

    У нас в Саратове в прямом эфире вышла из окна 9 этажа девочка 11 лет. Про себя писала в профиле, что состоит в гражданском браке с другой девочкой, в…

  • Термин КУЛАК

    Теперь уже мне ясно: скупщик собирает из разных источников товар В КУЛАК для дальнейшей перепродажи. Это точно совершенно, я нашел в старых книгах…

promo historian30h december 18, 2016 09:00 17
Buy for 30 tokens
Поддержать мой блог вы можете покупкой в моем премиум-магазинчике ремней, кожгалантереи, аксессуаров себе или родным, знакомым в подарок по специально заниженной цене и с хорошими гарантиями. Прошу под кат. В ЖЖ я известен своими историческими расследованиями. У меня получается это потому, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment