Вместо эпиграфа, из [1]:
Особенности хлебной торговли в отдельных местностях России в 80-х гг. XIX в.:
— в Ростове-на-Дону [2]:
— в Таганроге [3]:
— на Волге [4]:

1. Руланд Г. Учение об установлении цен на хлебные товары. Спб, 1908. с. 27-28.
2. Федоров М.П. Хлеб. торговля в главнейших рус. портах и в Кёнигсберге. Спб, 1888. с. 14-16.
3. Джурич Н.Т. О торговле хлебом, существующих в ней на юге России недостатках и мерах по устранению их. // Труды комиссии при Императорском Вольном Экономическом Обществе по вопросу о внешней хлебной торговле. Спб, 1885. с. 206-224.
4. Анучин П.Н. Об условиях передвижения хлебных грузов внутри России. // Труды комиссии при Императорском Вольном Экономическом Обществе по вопросу о внешней хлебной торговле. Спб, 1885. с. 93-109.
{с. 27} (...)
Огромная масса сельских хозяев в России, Индии и в странах, расположенных по нижнему течению Дуная, не в состоянии даже определить мерой и весом размеры своего урожая в зерне. В Индии — где на 5000 человек только один может {с. 28} прочесть и написать свое имя — размеры урожая устанавливаются заклинателями, которые обводят вокруг себя и кучи хлеба на поле заколдованный круг и стараются затем определить величину урожая путем разных священных средств. В России и в странах, лежащих по нижнему течению Дуная, крестьянин ставит свои мешки с хлебом на весы скупщика с покорнейшей просьбой: "отец родной, скажи сколько здесь и что ты дашь мне".
Особенности хлебной торговли в отдельных местностях России в 80-х гг. XIX в.:
— в Ростове-на-Дону [2]:
{с. 14} (...)
Ростов, помимо своего значения, как отпускного порта, является еще и большим местным рынком, куда стекаются продавцы хлеба {с. 15} нередко за 200, 300 и даже за 400 верст. (...)
Приключения таких продавцов в Ростове представляют довольно печальную историю. Особый класс местных сводчиков-кулаков открывает на них постоянную правильную охоту. Обыкновенно, сводчик выезжает на встречу подходящим хлебным обозам верст за 30, за 40. Захватив неопытного продавца, сводчик везет его в Ростов и рекомендует кому-нибудь из скупщиков-амбарщиков. Таких амбарщиков особенно много в Нахичевани и на окраинах Ростова. Роль сводчика ограничивается устройством сделки, т.е. он является мелким маклером, за что получает от 50 коп. до 1 рубля на каждую четверть. Но пока он не найдет покупателя, он обязан содержать на свой счет самого продавца и его лошадей. Кроме харчей, продавца приходится поить водкой и развлекать различными увеселениями в роде качель, самоката, балаганов и т.п. (...)
Отделавшись от посредника, крестьянин (или продавец — казак) попадается в гостеприимные объятия амбарщика, которые обмеривает его самым наглым образом. (...)
При обмеривании применяются всевозможные приемы, выработанные туземными изобретателями: — тут есть и фальшивые меры, и ловкое обрезание зерна скалкой при насыпке, и выгнутые дна, и целый ряд фокусов, которые без труда проделываются перед опьянев- {с. 16} шим продавцом; одним словом, крестьянин сам своими глазами смотрит, как его грабят, и все-таки остается при наивной вере, что его не могут обмануть.
— в Таганроге [3]:
{с. 209} (...)
Еще безотраднее положение мелких сельских хозяев, так называемых поселян:— их встречает еще за городом целая ватага мелких маклеров, так называемых кулачников, которые суть большею частью наемные прикащики маклеров и амбарщиков. Эта ватага еще за городом угощает поселян имеющеюся при себе водкою и закускою, напаивая их пьяными, и таким и всяким иным обманным образом навязывается им с своими услугами и увлекает жертву с пробою товара в конторы своих патронов амбарщиков и негоциантов, где совершаются по купле—продаже товара обманные сделки, которые сопровождаются приемом товара с обвесом и обмером более или менее значительным. (...)
Бывает и таким образом: — маклер имеет при себе две пробы: одну настоящую, которую припрятывает от владельца хлеба, и на виду его другую пробу, составленную из примеси к настоящей пробе выточек, так что между настоящею и фальшивою значительная разница в весе, а следовательно и в цене. (...)
{с. 210} (...)
Маклеры и кулачники раздают крестьянам по мелочи деньги и берут с них письменные обязательства на сумму вчетверо большую, чем действительно данная сумма, с крупными неустойками, причем дают глаз-на-глаз обещание (словесное) получить в уплату по тому обязательству только действительно данную сумму с условленными процентами, если крестьяне исключительно через давшего им деньги маклера будут производить продажу всего своего хлеба; в противном случае взыскать с них по вышеупомянутым письменным обязательствам сполна и с неустойкою. Таким образом крестьяне находятся в своих хлебных операциях в кабале у своих маклеров, чрез них исключительно производится продажа крестьянского хлеба, причем большая часть выгод остается в руках маклеров. (...)
{с. 212} (...)
Понятия о достоинствах человека здесь совершенно превратные: честный человек считается дураком набитым, а мошенник пользуется тем большим успехом, чем искуснее и успешнее мошенничает.
— на Волге [4]:
{с. 98} (...)
Проехав по Волге, Каме, Вятке (...), выносишь убеждение, что "кулак" прибрал к своим рукам народонаселение, занимающееся хлебопашеством. Приемы "кулака" чрезвычайно разнообразны: выдача задатков под будущий хлеб, ссуды за большие проценты, угощение водкой ("кулак" часто в то же время кабатчик), обмеривание, обвешивание, все это обычные явления.
Где-то в России. Около 1875 г. Пейзане, изба, самовар и балайка.
1. Руланд Г. Учение об установлении цен на хлебные товары. Спб, 1908. с. 27-28.
2. Федоров М.П. Хлеб. торговля в главнейших рус. портах и в Кёнигсберге. Спб, 1888. с. 14-16.
3. Джурич Н.Т. О торговле хлебом, существующих в ней на юге России недостатках и мерах по устранению их. // Труды комиссии при Императорском Вольном Экономическом Обществе по вопросу о внешней хлебной торговле. Спб, 1885. с. 206-224.
4. Анучин П.Н. Об условиях передвижения хлебных грузов внутри России. // Труды комиссии при Императорском Вольном Экономическом Обществе по вопросу о внешней хлебной торговле. Спб, 1885. с. 93-109.
Journal information