historian30h (historian30h) wrote,
historian30h
historian30h

Не в состоянии даже определить мерой и весом размеры своего урожая

Оригинал взят у Az Nevtelen в Понятия о достоинствах человека здесь совершенно превратные
  Вместо эпиграфа, из [1]:


{с. 27} (...)
   Огромная масса сельских хозяев в России, Индии и в странах, расположенных по нижнему течению Дуная, не в состоянии даже определить мерой и весом размеры своего урожая в зерне. В Индии — где на 5000 человек только один может {с. 28} прочесть и написать свое имя — размеры урожая устанавливаются заклинателями, которые обводят вокруг себя и кучи хлеба на поле заколдованный круг и стараются затем определить величину урожая путем разных священных средств. В России и в странах, лежащих по нижнему течению Дуная, крестьянин ставит свои мешки с хлебом на весы скупщика с покорнейшей просьбой: "отец родной, скажи сколько здесь и что ты дашь мне".


   Особенности хлебной торговли в отдельных местностях России в 80-х гг. XIX в.:
— в Ростове-на-Дону [2]:


{с. 14} (...)
   Ростов, помимо своего значения, как отпускного порта, является еще и большим местным рынком, куда стекаются продавцы хлеба {с. 15} нередко за 200, 300 и даже за 400 верст. (...)
   Приключения таких продавцов в Ростове представляют довольно печальную историю. Особый класс местных сводчиков-кулаков открывает на них постоянную правильную охоту. Обыкновенно, сводчик выезжает на встречу подходящим хлебным обозам верст за 30, за 40. Захватив неопытного продавца, сводчик везет его в Ростов и рекомендует кому-нибудь из скупщиков-амбарщиков. Таких амбарщиков особенно много в Нахичевани и на окраинах Ростова. Роль сводчика ограничивается устройством сделки, т.е. он является мелким маклером, за что получает от 50 коп. до 1 рубля на каждую четверть. Но пока он не найдет покупателя, он обязан содержать на свой счет самого продавца и его лошадей. Кроме харчей, продавца приходится поить водкой и развлекать различными увеселениями в роде качель, самоката, балаганов и т.п. (...)
   Отделавшись от посредника, крестьянин (или продавец — казак) попадается в гостеприимные объятия амбарщика, которые обмеривает его самым наглым образом. (...)
   При обмеривании применяются всевозможные приемы, выработанные туземными изобретателями: — тут есть и фальшивые меры, и ловкое обрезание зерна скалкой при насыпке, и выгнутые дна, и целый ряд фокусов, которые без труда проделываются перед опьянев- {с. 16} шим продавцом; одним словом, крестьянин сам своими глазами смотрит, как его грабят, и все-таки остается при наивной вере, что его не могут обмануть.


— в Таганроге [3]:


{с. 209} (...)
   Еще безотраднее положение мелких сельских хозяев, так называемых поселян:— их встречает еще за городом целая ватага мелких маклеров, так называемых кулачников, которые суть большею частью наемные прикащики маклеров и амбарщиков. Эта ватага еще за городом угощает поселян имеющеюся при себе водкою и закускою, напаивая их пьяными, и таким и всяким иным обманным образом навязывается им с своими услугами и увлекает жертву с пробою товара в конторы своих патронов амбарщиков и негоциантов, где совершаются по купле—продаже товара обманные сделки, которые сопровождаются приемом товара с обвесом и обмером более или менее значительным. (...)
   Бывает и таким образом: — маклер имеет при себе две пробы: одну настоящую, которую припрятывает от владельца хлеба, и на виду его другую пробу, составленную из примеси к настоящей пробе выточек, так что между настоящею и фальшивою значительная разница в весе, а следовательно и в цене. (...)
{с. 210} (...)
   Маклеры и кулачники раздают крестьянам по мелочи деньги и берут с них письменные обязательства на сумму вчетверо большую, чем действительно данная сумма, с крупными неустойками, причем дают глаз-на-глаз обещание (словесное) получить в уплату по тому обязательству только действительно данную сумму с условленными процентами, если крестьяне исключительно через давшего им деньги маклера будут производить продажу всего своего хлеба; в противном случае взыскать с них по вышеупомянутым письменным обязательствам сполна и с неустойкою. Таким образом крестьяне находятся в своих хлебных операциях в кабале у своих маклеров, чрез них исключительно производится продажа крестьянского хлеба, причем большая часть выгод остается в руках маклеров. (...)
{с. 212} (...)
   Понятия о достоинствах человека здесь совершенно превратные: честный человек считается дураком набитым, а мошенник пользуется тем большим успехом, чем искуснее и успешнее мошенничает.


— на Волге [4]:


{с. 98} (...)
   Проехав по Волге, Каме, Вятке (...), выносишь убеждение, что "кулак" прибрал к своим рукам народонаселение, занимающееся хлебопашеством. Приемы "кулака" чрезвычайно разнообразны: выдача задатков под будущий хлеб, ссуды за большие проценты, угощение водкой ("кулак" часто в то же время кабатчик), обмеривание, обвешивание, все это обычные явления.





Где-то в России. Около 1875 г. Пейзане, изба, самовар и балайка.


1. Руланд Г. Учение об установлении цен на хлебные товары. Спб, 1908. с. 27-28.
2. Федоров М.П. Хлеб. торговля в главнейших рус. портах и в Кёнигсберге. Спб, 1888. с. 14-16.
3. Джурич Н.Т. О торговле хлебом, существующих в ней на юге России недостатках и мерах по устранению их. // Труды комиссии при Императорском Вольном Экономическом Обществе по вопросу о внешней хлебной торговле. Спб, 1885. с. 206-224.
4. Анучин П.Н. Об условиях передвижения хлебных грузов внутри России. // Труды комиссии при Императорском Вольном Экономическом Обществе по вопросу о внешней хлебной торговле. Спб, 1885. с. 93-109.
Subscribe

promo historian30h march 16, 2022 22:56 6
Buy for 30 tokens
Поддержать мой блог вы можете покупкой надежных кожаных ремней на моем сайте РЕДКИЕ РЕМНИ. В ответ я вас поддержу при ссылке на мой ЖЖ-блог: моя личная консультация + скидка 15% + бесплатная доставка по РФ до пункта выдачи, а по Москве курьером + бесплатная подарочная упаковка + гарантия до 5 лет.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments